У Насти — растройство аутистического спектра. Управлять собственным поведением у неё едва ли получается. Она не может спокойно сидеть на одном месте, стоять в очереди. Если они с мамой пойдут по незнакомому пути, Настя может вдруг упасть на пол и начать кричать. О поездке в общественном транспорте мама даже и не думает: люди по-разному реагируют на громкие звуки и раскачивания дочки. Иногда у девочки случаются приступы самоагрессии — это тоже пугает окружающих, бывает, они делают замечания.
Долгожданная беременность протекала на фоне угрозы прерывания, Екатерина неоднократно лежала на сохранении. Малышка не торопилась появиться на свет, и на сроке 42 недели врачи приняли решение стимулировать родовую деятельность. К сожалению, стимуляция не была успешной. На фоне длительного безводного периода нарастала внутриутробная гипоксия.
Настя родилась фиолетового оттенка, сразу закричала. Маме дочку врачи не дали, унесли. У девочки была гипоксия, обвитие пуповины вокруг шеи. По шкале Апгар медики поставили ей 8/9 баллов. Из больницы кроху выписали на пятые сутки. Поначалу ничто не предвещало беды: физически малышка развивалась наравне со сверстниками, в год Настя уже сделала первые шаги. Однако на плановом приёме невролога насторожило, что девочка всё ещё не говорит, не реагирует на голос мамы и не использует указательный жест.
Первым делом Екатерина повезла дочку проверять слух в сурдоцентр: а вдруг она совсем не слышит, поэтому и не реагирует. Однако обследования не выявили нарушение слуха — врачи диагностировали Насте задержку речевого развития, а к полутора годам диагноз сменился на более серьёзный: умственная отсталость лёгкой степени. Родители не прекращали искать способы помочь дочке, малышка продолжала проходить многочисленные обследования. Так к двум годам специалисты диагностировали Насте расстройство аутистического спектра.
После прохождения психолого-медико-педагогической комиссии Настю определили в специализированный детский сад, где с малышкой ежедневно работали дефектолог, психолог, нейропсихолог и специалист ЛФК. Помимо занятий девочка проходила курсы массажа и медикаментозной терапии. Все занятия и медицинские манипуляции давали свои плоды и улучшали состояние Насти: после трёх лет она стала пытаться повторять услышанные слова. Однако сейчас девочка по-прежнему полноценно не говорит.
В четыре года родители всё же решились на оформление инвалидности. В это же время мама искала новые методики реабилитации, наиболее эффективные при диагнозе Насти, и её внимание привлекла микротоковая рефлексотерапия — метод лечения, основанный на воздействии слабых электрических импульсов на биологически активные точки на теле человека. Методика успешно применяется для коррекции задержек речевого и психического развития, в том числе — при расстройстве аутистического спектра. Родители без раздумий записали дочку на первый курс. После него изменения были заметны сразу: Настя стала лучше понимать обращённую речь, словарный запас стал шире.
Сейчас Настя ходит в первый подготовительный класс и для общения использует карточки ПЕКС как средство альтернативной коммуникации. Обучение даётся девочке непросто: новое помещение, одноклассники, правила, которые нужно соблюдать, — всё это бросает вызов её особенностям. Однако родители и специалисты верят, что Настя справится с трудностями!
Вскоре девочке предстоит очередной интенсивный курс реабилитации, направленный на развитие речевых навыков. Подходящую программу составили для неё в «Реацентре Санкт-Петербург», однако стоимость курса для семьи очень велика. Родители просят добрых волшебников помочь Насте наладить контакт с окружающими и стать самостоятельнее!