Вторая беременность Екатерины, несмотря ни на что, проходила спокойно. Врачи ставили угрозу прерывания и выявили несколько инфекций у будущей мамы. Но её самочувствие было хорошим и ничто не могло омрачить радость от предстоящей встречи с малышом. Роды были стремительными: всего через два часа Артём появился на свет. Их такой скорый ход для ребёнка не прошёл бесследно: новорождённого выписали с диагнозом «церебральная ишемия». Неонатальная желтуха с врождённой инфекцией тоже осложняли положение Артёма.
Время шло, и понемногу все проблемы сошли на нет: Артёма наблюдали врачи, он принимал лекарства и проходил курсы массажа. Теперь ему ничто не мешало развиваться: он познавал мир вокруг себя, каждый день в речи появлялись новые слова. Так было по полутора лет: до этого момента болезнь словно дремала в ребёнке, и теперь решила себя обнаружить. Артём вдруг замолчал. Врачи успокаивали: «Переживать не стоит, мальчики начинают говорить позже». Шли месяцы, а мама так и не услышала от сына и слова.
«В два года я стала бить тревогу. Посещали невропатолога каждые три месяца. Ездили к специалистам в краевой центр, но улучшения были минимальны. Артём начал говорить, но выражать свои мысли ему было очень сложно: он не использовал падежи, предложения были несвязными. Он не мог сориентироваться, о чём его просят. Только если несколько раз сказать или показать жестами. В поведении наблюдалась стереотипность во всём» — вспоминает Екатерина.
Когда мальчику было 4 года, он впервые оказался в кабинете психиатра. Ему поставили «задержку психического развития». В следующем году он встал на учёт к неврологу. В этом же году ему поставили диагноз, который объяснил все эти особенности в поведении Артёма — это был аутизм.
«Назвать моё состояние „истерикой“ — ничего не сказать. Я задавала много вопросов, на которые не получала ответа. Целый год не могла принять тот факт, что теперь у сына инвалидность. Не понимала и не принимала. Как же так: один ребенок здоров и активен, а тут…. Из-за такого подавленного состояния я потеряла год. Год бездействия, столько упущенного времени для развития Артёма».
Екатерине повезло: на её пути встретилось множество добрых людей, которые помогли ей понять, что какой бы тяжёлой ни была ситуация, сдаваться нельзя. В их с Артёмом жизни появились самые разные специалисты; Екатерина сама училась работать с особенными детками и регулярно занималась с сыном.
Сейчас Артёму уже 14 лет. Долгая и упорная работа позволила ему достичь неплохих результатов: он лучше понимает просьбы, с трудом, но может озвучить собственные мысли и желания. Однако ему по-прежнему очень непросто быть в гармонии с окружающим миром. Он неусидчив, плохо управляет собственными эмоциями, бывает плаксивым и несдержанным. Артём не проявляет интереса к сверстникам и всегда сам по себе — где-то в своём мире, недоступном для всех остальных. Уже второй год он обучается дома: в классе его внимание рассеивается и не позволяет усваивать материал, а необычное поведение вызывает удивлённые взгляды одноклассников. Он не способен принимать решения сам, наивный и несговорчивый, шутки для него не понятны. Всё это не позволяет юноше найти общий язык с другими ребятами.
С каждым новым курсом специалисты отмечают у Артёма положительную динамику: выравнивается эмоциональный тон, улучшается концентрация внимания и коммуникативные навыки. Сейчас важно продолжать интенсивные занятия. В реабилитационном центре «Здоровое детство» Артёму готовы помочь прямо сейчас: его специалисты уже разработали индивидуальную программу занятий. Её стоимость — 200 200 рублей. Екатерина одна воспитывает двоих сыновей, и сама такую внушительную сумму собрать не сможет. Поэтому ей остаётся только одно: надеяться, что история её сына тронет Ваше сердце.