«Что я чувствовала? Разрушение. Мой мир рушился на глазах. Мой ребёнок страдал, а я оказалась бессильна. Мне никто не мог помочь. Я потерялась и не понимала, что нужно делать.»
Вспоминая то время, когда у девочки впервые обнаружились проблемы со здоровьем, её мама не может сдержать слёз. Этой беды ничто не предвещало: беременность протекала без осложнений, Лиза родилась в положенный срок, и первый год её жизни был спокойным. Она хорошо спала, ела, много времени проводила с мамой на улице.
«Это было самое волшебное время! А потом в полтора года Лиза пошла в ясли — и я стала замечать, что дочка всё реже на меня реагирует, не отзывается на имя, когда другие дети моментально оборачиваются, не смотрит в глаза, постоянно убегает от меня, как будто исчезло чувство страха. Мы пошли к неврологу, но нам посоветовали не переживать. Сказали, что все дети разные, что дочка не слушается, потому что характер такой, а я слишком многого хочу от такого ещё маленького ребёнка. Я слушала и соглашалась, так как родительского опыта у меня не было.»
Но год спустя в детском саду воспитатели тоже заметили неладное и посоветовали маме показать Лизу специалистам. Их смущало поведение девочки: она не играла, а просто разбрасывала игрушки, не принимала участия в занятиях, не реагировала на обращённую к ней речь.
«Я села на маленькую детскую лавочку и, не сдержав эмоций, расплакалась прямо при воспитателях. Я же чувствовала, что что-то не так! Тогда я приняла решение, что не нужно больше никого слушать, а нужно делать то, что подсказывает сердце. И мы начали обследоваться.»
Лиза прошла осмотры у специалистов государственных клиник и частных медицинских центров, после которых невролог направил её в психоневрологический диспансер, где девочка встала на учёт у психиатра.
Диагноз Лизы — атипичный аутизм. Это общее расстройство психического развития, которое обычно диагностируют после трёхлетнего возраста. Атипичный аутизм характеризуется дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Лиза возбудима и эмоциональна, не общается с другими детьми, мало интересуется игрушками. У девочки снижен интеллект и нарушена речь: она произносит только отдельные слова и фразы. А если её не понимают, то может разозлиться и начать бить саму себя.
Семья Лизы прилагает все усилия для развития у девочки речи, понимания и внимания, её учебных навыков и социализации. Лиза посещает специализированный детский сад, занимается с логопедом, проходит курсы Томатис-терапии. И самое главное — эти усилия не проходят зря. Лизе удалось достичь хороших результатов: она научилась устанавливать зрительный контакт, понимать задания и частично выполнять их.
«В плане взаимодействия тоже есть большие успехи. В последнее время Лиза повторяет за детишками во дворе их поведение — например, как мальчишки играют в футбол, как пинают мяч в ворота. Дочка тоже так бегает и смеётся. Любит слушать музыку и танцевать — с бабушкой, моей мамой, часто танцуют вместе. А с недавних пор Лиза всё бросает и прибегает на кухню, когда я там что-то готовлю. Смотрит и пытается помогать. Однажды мы вместе с начала и до конца вместе приготовили суп и вместе покушали — и это очень здорово, что она стала обращать внимание на такие вещи и принимать участие. Я вижу, что у неё есть потенциал.»
Недавно Лизе исполнилось шесть лет. Сейчас очень важно помочь ей в дальнейшем развитии когнитивно-поведенческих навыков и речи. Взяться за это готовы специалисты центра «Доктрина»: они разработали комплексную шестнадцатидневную программу для Лизы, учитывая её особенности и цели. Но стоимость курса реабилитации неподъёмна для родителей девочки: 269 300 рублей. Семья Лизы все деньги и всё время вкладывает в развитие дочери, ежемесячно оплачивает необходимые ей занятия — и на этот курс в «Доктрине» ресурсов уже нет, и требуется поддержка неравнодушных людей.
«Обращаться в фонд за помощью мне было очень страшно. Но меня успокоили друзья и знакомые, сказав, что сейчас много говорят об аутизме, так как его стали диагностировать как никогда часто. И я решилась, ведь у Лизы пошли успехи. Помогите нам, пожалуйста!»